Бизнес

Бриг (корабль): описание, особенности конструкции, знаменитые корабли

Первые парусные суда появились, как считают историки, примерно 3000 лет назад в Древнем Египте. Изображения таких старинных кораблей имеются, помимо всего прочего, и на на артефактных вазах и камфорах. Конструкция у первых в мире суден, конечно же, была максимально простой. Но позднее плавсредства постепенно совершенствовались.

Конструкция корабля брига. Краткое описание

Парусные суда, как известно, могут иметь разное количество мачт. Оснащаться ими такие корабли могут в количестве 1, 2, 3, 4 или 5 штук. Бриг — корабль с двумя мачтами и прямым парусным вооружением. На борту военного судна этого типа может находиться от 6 до 24 орудий.

Бриг (корабль): описание, особенности конструкции, знаменитые корабли - полезные знания для бизнеса на News4Smart.ru

Парусным вооружением называют системы оснастки, служащие для передачи корпусу энергии ветра. У брига за передвижение по воде отвечают мачты фок и грот. Бизань-мачт у таких суден нет.

Один из парусов — гафельный — у бригов является косым. Форму он имеет неправильной трапеции и помогает судну маневрировать. Называется такой парус грота-гаф-триселем.

Особенности конструкции первых судов

Первые плавучие средства, использовавшиеся людьми, были очень простыми. Передвижение производилось с помощью весел. Также в древние времена были достаточно широко распространены грузовые небольшие суда. Их перемещали по воде работники или животные, идущие по берегу.

Несколько позднее люди начали пользоваться для речных и морских путешествий парусниками. К примеру, такие лодки в давние времена были широко распространены в Финикии.

Конечно же, первые парусники были одномачтовыми и имели относительно небольшие размеры. Корабли такой конструкции использовались людьми в последующем очень долгое время — до окончания Средних веков.

Трехмачтовые суда

Простейшие лодки были достаточно удобными в использовании и позволяли перевозить большое количество грузов. Однако с развитием торговли и военного ремесла в эпоху Возрождения их потенциала людям, конечно же, начало не хватать.

Бриг (корабль): описание, особенности конструкции, знаменитые корабли - полезные знания для бизнеса на News4Smart.ru

Логичнее было бы предположить, что сразу после одномачтовых мореходы начали пользоваться двухмачтовыми судами. Но это не так. Следующей разновидностью кораблей, используемых человеком, стали трехмачтовые суда с бизань-мачтой. В XVI-XVII веках двухмачтовых плавсредств в мире, к примеру, практически не было. Такая ситуация сохранялась на протяжении полутора веков.

Первые двухмачтовые корабли

Конечно же, попытки делать такие пласредства в те времена предпринимались. Но реализации планов сборки двухмачтовых суден мешали тогдашние традиции кораблестроения:

  • Особая форма корпуса.

  • Традиция ставить грот-мачту посередине корабля.

Шнявы и биландеры

Все двухмачтовые корабли тех времен, к сожалению, были плохо управляемыми. Но в конечном итоге люди все же научились строить удобные и быстроходные суда этой разновидности. Первыми такими двухмачтовыми кораблями стали шнява и биландер.

Последняя разновидность плавсредств использовалась в основном купцами. Впервые биландеры появились в Нидерландах, а позднее были переняты французами и англичанами. Для дальних плаваний такие корабли не использовались. Перевозили на них товары купцы в основном только в прибрежных водах. Такелаж судов этого типа, как и других в Европе в то время, изготавливался из конопляных тросов многократной свивки.

Шнявы начали использоваться людьми для передвижения по воде приблизительно в 1700 г. Кто первый придумал и сконструировал эти корабли, история, к сожалению, умалчивает. Предположительно, с обычных судов когда-то просто убрали бизань-мачту. Корабли этого типа могли использоваться в качестве как торговых, так и военных.

Первые бриги

Как же и когда в истории мореходства появились собственно бриги? Корабли, в том числе и двухмачтовые, используемые людьми в XVII-XVIII веках, разумеется, также постепенно совершенствовались. В конечном итоге мореплаватели начали плавать на шнявах особой разновидности — лангарах.

Бриг (корабль): описание, особенности конструкции, знаменитые корабли - полезные знания для бизнеса на News4Smart.ru

Корабли этого типа были практически уже бригами. У таких суден грот-мачта была наклонена немного вперед. Это стало важным изменением. Также имелся независимый гафельный парус. Такое нововведение улучшило характеристики плавсредств.

Собственно корабли-бриги привычной нам конструкции появились на флоте примерно в середине XVIII века. В особенности же широко такие суда использовались в XIX в. Имелись в те времена корабли этого типа, разумеется, и в российском флоте.

Бриги в XVIII в.: для чего использовались

В середине XVIII в. такие корабли принадлежали в основном купцам. Перевозили на них самые разные товары. Чаще всего такие суда при этом курсировали в прибрежных водах Европы и Великобритании. Во время войн же плавсредства этой разновидности чаще всего использовались в качестве почтовых. Но к концу XVIII в удобные парусные корабли бриги нашли в мореходстве и другое, более интересное применение.

Корабли этого типа начали тогда использоваться людьми в разного рода исследовательских морских экспедициях. Первым на таком судне совершил вояж в Северную Америку Витус Беринг. Приняли участие в этом путешествии два таких корабля:

  • «Святой Апостол Павел»;

  • «Святой Апостол Петр».

Берегов Аляски достигли оба этих брига, но домой вернулся лишь один из них. Витус Беринг на корабле «Павел», к сожалению, потерпел крушение в районе Командорских островов. Команда судна тогда спаслась. Однако вынужденную зимовку в суровом климате удалось пережить не всем членам экспедиции. Сам Беринг и еще 18 матросов на родину не вернулись никогда.

Бриги в XIX в.: описание суден

Еще позднее такие плавсредства из исследовательских и торговых практически полностью преобразились в военные. К примеру, такие суда принимали активное участие в морских сражениях американской революции и русско-турецкой войны.

Согласно историческим документам, корабль-бриг образца начала XIX в. имел водоизмещение около 350 тонн. При этом длина таких суден обычно была равна 30 м, а ширина практически никогда не превышала 9 м. Орудий на военных судах этой разновидности, как уже упоминалось, могло устанавливаться от 6 до 24.

Одной из особенностей бригов, таким образом, были небольшие размеры. Соответственно, и собственно само вооружение на судах этого типа обычно размещалось на палубе.

Бригантина как разновидность

В парусные времена, конечно же, широко использовались и такие суда. Представляли собой бригантины упрощенную версию бригов. Размеры такие корабли имели средние или малые. При этом фок-мачта у таких судов была вооружена так же, как и у брига. В этом и заключалось основное сходство между этими судами.

Бриг (корабль): описание, особенности конструкции, знаменитые корабли - полезные знания для бизнеса на News4Smart.ru

Грот-мачта на бригантинах устанавливалась такая же, как и на шхунах. Размеры у судов этого типа были меньше, чем у бригов. При этом и в качестве военного оснащения таким кораблям они уступали. В Средиземном море суда этой разновидности очень часто использовались пиратами. Даже само слово «бригантина» происходит не от «бриг», как можно было бы подумать, а от «разбойник» — brigand.

Знаменитые бриги

Служили парусники этого типа людям верой и правдой, таким образом, более ста лет. Самыми же знаменитыми за всю историю использования, помимо «Павла» и «Петра», могут считаться следующие корабли-бриги:

  • «Ниагара».

  • «Меркурий».

Также достаточно знаменитым парусником-бригом является американская «Леди Вашингтон».

«Меркурий»: чем знаменит

Этот корабль был заложен в Севастополе зимой 1819 года. На воду его спустили весной 1820-го. Через 9 лет этот бриг одержал блестящую победу в одном из боев русско-турецкой войны в неравной борьбе с двумя линейными кораблями противника. Назывались эти два корабля «Реал-бей» и «Селимие». Они имели на вооружении в общей сложности 184 пушки против 18 «Меркурия».

Хронология боя

Произошло сражение между русским и двумя турецкими кораблями 14 мая 1829 г. В этот день три российских военных судна — фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий» — крейсировали на траверзе Пендераклии. Когда командиры этих парусников увидели на горизонте огромную турецкую эскадру, они приняли решение повернуть в сторону Севастополя, поскольку особой необходимости принимать неравный бой не было.

Однако ветер в тот день был слабый, и «Меркурий», имевший худшие ходовые качества, уйти от погони не смог. Корабль был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными судами противника.

Команде «Меркурия» пришлось принять неравный бой. При этом капитаном А. Казарским по совету самого старого матроса — штурманского поручика Прокофьева — было решено сражаться до конца, а когда будет сбит рангоут (это устройство для постановки парусов, а также такелаж у судов практически любой конструкции является ахиллесовой пятой) и бриг даст сильную течь, сцепиться с одним из вражеских кораблей и взорвать его.

Бриг (корабль): описание, особенности конструкции, знаменитые корабли - полезные знания для бизнеса на News4Smart.ru

Первым «Меркурий» атаковал «Селимие» с 110 пушками. Этот огромный парусник попытался подойти к корме русского судна. Однако бригу удалось увернуться и самому дать полный залп по бортам противника.

Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошел «Реал-Бей», и русский корабль оказался зажатым между двумя вражескими. Турки с «Селимие» закричали команде брига: «Сдавайтесь!». Однако русские матросы с криками «Ура!!!» открыли огонь из всех ружей и орудий.

Туркам пришлось убрать абордажную команду и начать обстреливать бриг «Меркурий». В корабль летели не только ядра, но и брандскугели, и книппели. К счастью, несмотря на шквальный огонь, мачты судна долгое время оставались неповрежденными, и оно сохраняло подвижность. Из-за обстрела на «Меркурии» трижды возникали пожары, которые матросы быстро ликвидировали.

Победа

Передышку для обстреливаемого брига обеспечил канонир Иван Лисенко. Удачным выстрелом ему удалось повредить бейфут и ватер-штанг грот-марса-рея «Селимие». Кораблю неприятеля пришлось привестись к ветру для ремонта. Напоследок «Селимие» дал залп по русскому судну сразу из всех пушек. Однако корабль все же остался на плаву.

Через некоторое время команде брига «Меркурия» удалось нанести серьезные повреждения и второму неприятельскому кораблю. У «Реал-бея» был перебит фор-брам-рей, что вызвало падение лиселей. Последние закрыли порты носовых пушек. К тому же корабль потерял возможность маневрировать, в результате чего ему пришлось лечь в дрейф.

Потеряв 10 человек убитыми и ранеными из 115, «Меркурий» к вечеру следующего дня присоединился к флоту, шедшему из Сизополя. За одержанную ценой жизни матросов победу этот корабль был впоследствии награжден кормовым Георгиевским флагом. Также император подписал указ всегда иметь в составе Черноморского флота бриг под названием «Меркурий».

Конечно же, все члены команды получили высокие награды. Офицеры были повышены в рангах и могли с этих пор наносить на свои гербы изображение того тульского пистолета, которым предполагалось взорвать бочки с порохом в случае течи.

Чем знаменит бриг «Ниагара»

Этот корабль когда-то сыграл решающую роль в битве между британскими и американскими судами в войне 1912-14 гг. на озере Эри. Тактика в этом сражении диктовалась особенностями вооружения кораблей противников. Короткие корронады янки были скорострельными и давали преимущества в ближнем бою. Дальность стрельбы они имели небольшую. Поэтому американцам важно было «выиграть» ветер и занять лучшую дистанционную позицию против длинноствольных пушек британцев.

Бриг (корабль): описание, особенности конструкции, знаменитые корабли - полезные знания для бизнеса на News4Smart.ru

Пока янки маневрировали подобным образом, один из двух их бригов — «Лоуренс» — был атакован тремя сильнейшими кораблями англичан. Практически все матросы этого судна были убиты или ранены, а орудия — повреждены. Капитан атакованного корабля перебрался на второй американский бриг, «Ниагару», на шлюпке, и направил его в центр боевой линии англичан. Самые большие британские корабли-парусники в результате оказались в зоне поражения корронад. Это, в свою очередь, привело к тому, что англичане уже не могли справиться с флотом янки, и через 15 минут спустили флаги.

Таким образом американцы впервые выиграли у британцев в морском сражении, захватив их корабли. Некоторые суда англичан пытались бежать, но были перехвачены. Наименее поврежденные из кораблей британцев в последующем американцы переделали в госпитальные суда. Остальные плавсредства, поскольку отремонтировать их было уже невозможно, попросту сожгли. Не слишком долго прослужили американцам и госпитальные корабли бывшего противника. Через некоторое время все они затонули при сильном шторме.

«Пираты Карибского моря»

Этот популярный сериал, как известно, снимался с использованием именно парусных судов. В серии «Проклятье черной жемчужины» роль «Перехватчика» исполнил бриг, являющийся копией судна «Леди Вашингтон». Этот корабль был построен в 1750 г. и когда-то перевозил товары из Китая через Тихий океан. В 1775 г. он был переделан в военный приватир. То есть его команда занималась пиратскими захватами судов врага по указанию правительства.

Одним из подвигов этого легендарного парусника-брига была победа сразу над четырьмя кораблями противника и захват большого груза сахара. Одним из капитанов этого корабля был Роберт Грей — первый американец, совершивший кругосветное путешествие. Помимо всего прочего, это судно является первым американским плавсредством, достигшим берегов Японии.

Бриг (корабль): описание, особенности конструкции, знаменитые корабли - полезные знания для бизнеса на News4Smart.ru

Конечно же, в фильме снят не настоящий бриг «Леди Вашингтон». Это была точная копия этого судна, построенная в 1989 г. На сегодняшний момент этот корабль используется для парусных круизов по Карибскому морю и вдоль берегов Америки. Сам же старинный бриг «Леди Вашингтон» когда-то пошел ко дну в районе Филиппинских островов.

Какие еще существуют двухмачтовые парусники

Помимо бригов, бригантин, шняв и биландеров в разное время моря бороздили суда этого типа:

  • йолы — суда с бизань-мачтой, располагавшейся рядом с рулем и косым парусным оснащением;
  • кечи — корабли, отличающиеся от йолов бизань-мачтой большего размера.

Также мореходы когда-то плавали на судах с двумя мачтами и косыми парусами, называемых бермудскими шхунами.

Бриг (корабль): описание, особенности конструкции, знаменитые корабли — полезные знания для бизнеса на News4Smart.ru

Поделитесь ссылкой и ваши друзья узнают, что вы знаете ответы на все вопросы. Спасибо ツ

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close