Образование

Говард Гарднер и его развивающая методика

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его дети были счастливы и нашли свое место в жизни. Дополнительные занятия по музыке, танцы, спорт, иностранные языки – мамы с папами на все готовы, чтобы их ребенок был всесторонне образованным человеком. Само по себе такое рвение похвально, но если ребенок не «тянет» на идеальный образ? Здесь необходимо присмотреться к наклонностям и интересам малыша и их развивать. Помощь в правильном выборе может оказать теория множественного интеллекта Говарда Гарднера.

Интеллект, что это?

Интеллект с латинского языка означает познание. Способность человека приспосабливаться к окружающему на основе опыта, анализировать и применять в жизни полученную информацию, размышлять и стремиться к познанию – все это функции интеллекта.

До недавнего времени считалось, что интеллект имеет общую функцию познания. В связи с чем обучение строилось на предоставлении информации, которую ученик должен усвоить. Но ни для кого не секрет, что успеваемость в школе распределяется примерно так: 10 % — отличники, 40 % — ударники, 50 % — троечники. Получается, что только десять из ста детей усваивают знания в полной мере. Остальные либо ленятся, либо не могут, почему? Ответить на этот вопрос попытался Говард Гарднер.

Теория множественного интеллекта

Американский психолог утверждал, что измерение интеллекта по одному параметру не дает полной картины (имеются в виду тесты IQ). Он считал, что интеллект предрасположен к творчеству, познанию и созиданию. Говард Гарднер предположил, что человек имеет определенный склад мышления, который проявляется в его наклонностях и интересах. Индивидуальный интеллектуальный процесс приводит к поведению, которое свойственно только этому человеку. Следовательно, обучение также должно учитывать эти различия.

Структура разума по Говарду Гарднеру имеет несколько независимых друг от друга способностей. Однако они не существуют в чистом виде, все структуры интеллекта тесно взаимосвязаны между собой. В жизни мы наблюдаем преобладание какого-либо типа интеллекта. Говард Гарднер условно разделил его на следующие составляющие:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • визуально-пространственный;
  • телесно-кинестетический;
  • музыкальный;
  • натуралистический;
  • экзистенциальный;
  • межличностный.

Лингвистический и музыкальный интеллект

Если у ребенка преобладает лингвистический интеллект, то он любит слушать и обладает грамотной речью. Умение чувствовать оттенки слов, грамотно применять их в речи, красиво излагать мысли при письме – все это характеристики лингвистического интеллекта. Говард Гарднер уверен, что человек с таким типом мышления легко может быть писателем, политиком, сценаристом, переводчиком, журналистом, драматургом, корректором.

Музыкальный интеллект не ограничивается влечением к музыке и музыкальными способностями. Автор теории отмечает, что чувствовать ритм, тембр и высоту звука могут люди, не обладающие музыкальным слухом, т. к. данный тип разума основан на тональной памяти. Если ребенок легко запоминает мелодии, любит слушать музыку и петь, неосознанно отстукивает ритм, то с большой вероятностью у него преобладает музыкальный интеллект. С такими способностями можно реализоваться в профессиях исполнителей, певцов, композиторов, музыкантов, музыкальных критиков, редакторов и т. д.

Логико-математический и визуально-пространственный интеллект

Логико-математический интеллект отличается развитием абстрактного мышления. Высокий уровень абстракции доступен математикам и физикам. Основная масса людей ограничивается школьной математикой. Поэтому если ребенок интересуется цифрами, вычислениями, логикой и анализом, то это говорит о высокой степени абстрактного мышления. Такие личности выбирают профессию бухгалтера, экономиста, детектива, врача и т. д.

Визуально-пространственный интеллект характеризуется умением воспринимать окружающий мир, трансформировать увиденное в образы, воспроизводить формы по памяти. Дети, у которых преобладает визуально-пространственный интеллект, предпочитают собирать пазлы, играть в лабиринты или с невзрачными игрушками. Развитое воображение реализовывается в рисунках и мечтах. Физика, химия, черчение, геометрия – любимые предметы в старших классах. Человек с визуально-пространственным интеллектом чаще всего становится скульптором, архитектором, дизайнером, изобретателем, инженером и т. д.

Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект выражается через язык тела. Такой человек мастерски владеет своим телом и через него реализовывает свои таланты.

Детей с таким типом интеллекта тянет танцевать, заниматься спортом, мастерить своими руками. Физические нагрузки, к которым тяготеют такие люди, компенсируются обильным питанием. У кинестетиков сильно развит дух соперничества, поэтому они больше других нуждаются в похвале и поддержке. Такие люди выбирают профессию артиста, хирурга, спортсмена, танцора, ремесленника и т. д.

Личностные интеллекты

По Говарду Гарднеру структура личностных интеллектов базируется на отношении человека к себе и к миру. Автор выделил два типа интеллекта: экзистенциальный и межличностный.

Экзистенциальный интеллект позволяет понимать свои чувства, видеть различие между ними, способность выражать их в символической форме. Такой человек отличается осознанностью и способностью управлять собственным поведением. Дети, у которых преобладает такой тип интеллекта, умеют здраво рассуждать и делать правильные выводы. Они склонны к размышлениям о смысле жизни, к изучению философии и духовных практик. Таким людям легко планировать, следовать инструкциям и прогнозировать будущее. Личности с экзистенциальным интеллектом выбирают профессию психолога, педагога, священника, политика и т. д.

Межличностный интеллект наделяет человека способностью тонко чувствовать настроение окружающих людей. Он видит разницу между темпераментами, мотивами и намерениями. Понимание людей дает возможность легко строить взаимоотношения, а при случае и манипулировать. Дети с таким типом интеллекта быстро находят контакт с незнакомыми людьми. Чувствуя настроение других, они моментально перестраиваются. Чувство юмора, харизма, острый ум, общительность, которыми обладают такие личности, делают их душой компании и хорошими переговорщиками. Эти люди становятся политиками, педагогами, директорами и т. д.

Натуралистический интеллект

Натуралистический тип был включен позже во множественный интеллект. Говард Гарднер выделил его, так как большое количество людей развивают отношения не только с людьми, но и с окружающей природой. Здоровое питание, все, что связано с природой и животными – это стихия человека с натуралистическим интеллектом. Они выбирают профессию геолога, ветеринара, фермера и т. д.

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера помогает не ломать ребенка, а определить его наклонности и направить усилия родителей на развитие заложенных талантов.

Говард Гарднер и его развивающая методика — все интересные факты и достижения науки на News4Smart.ru

Поделитесь ссылкой и ваши друзья узнают, что вы знаете ответы на все вопросы. Спасибо ツ

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close