Образование
Орфограмма № 16. Правописание букв «и», «ы» в корне после приставок. Упражнения
Содержание статьи
Правило правописания «и», «ы» после приставок
Правило это не так сложно. Главное, что необходимо сделать, так это определить, какого происхождения приставка — русского или иноязычного.
В русскоязычных приставках, которые оканчиваются на согласную, в корне слова следует писать букву Ы. Например — «игра — разыграть».
Исключение составляют русские приставки меж- и сверх-. Например — «интересный — сверхинтересный». Также к исключениям относится глагол «взимать», в котором после приставки вз- пишется буква «и» и произносится звук [и]. В сложносокращенных словах также сохраняется «и» в корне слова. Например — «институт — пединститут».

После приставок иноязычного происхождения, которые оканчиваются на согласную, (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- и др.), в корнях пишется буква И. Например — «игра — суперигра».
Упражнения на закрепление правила
Рассмотрим, как представлено правило на «и», «ы» после приставок в упражнениях для 6 класса. Традиционным упражнением для закрепления правил правописания является диктант. Учитель диктует учащимся слова на обозначенную орфограмму. Ученики после сами проверяют свои работы и исправляют ошибки. Задание можно усложнить, если дополнительно использовать и другие виды орфограмм в упражнении.
1. В предыдущих выпусках местной газеты была затронута очень важная тема.
2. Жюри подытожило результаты соревнований.
3. В темной комнате трудно разыскать черную кошку.
4. Пединститут является одним из старейших вузов в городе.
5. Он разыграл неплохую комедию.
6. В Интернет попала дезинформация относительно нового телешоу.
7. Школьный спортинвентарь находится под отчетностью.
8. Он привык бывать в изысканном обществе.
9. Важно знать предыдущую тему.

Выборочное списывание также является популярным упражнением на закрепление правил правописания. Примером такого упражнения может быть следующее: учитель диктует слова на изучаемое правило. Ученики первого варианта записывают слова, в которых после приставки необходимо писать букву «и»; второй вариант, соответственно, записывает слова, в которых после приставки пишется буква «ы»:
- безымянный;
- безынтересный;
- безысходный;
- взимать;
- видоизменить;
- доиграться;
- контригра;
- небезызвестный;
- подытожить;
- разыграть;
- разыскивать;
- сверхинтересный;
- суперинтересный.
И, Ы после приставок — упражнения творческие
К творческим можно отнести различного рода задания на исправление ошибок. Например, ученикам предлагаются словосочетания со словами на изучаемую орфограмму, в которых допущены ошибки. Задача их — исправить эти ошибки: межынститутский конкурс, безымянная высота, сыграть в прятки, подискивать работу, началась суперигра, сверхынтересное интервью, неизвестный исполнитель, взымать налоги (ошибки в 1, 4, 6, 8 словосочетаниях).
Выполнение такого упражнения развивает орфографическую зоркость и способствует лучшему закреплению правила.
Еще один вид творческого задания — преобразование слов. К исходному слову добавить по очереди следующие приставки.
роз- | игра | гипер- | инфляция |
контр- | пост- | ||
супер- | с- | ||
под- |
Задача учеников — не просто подставить все предлагаемые приставки, но и понять, употребляется ли такая приставка с конкретным словом, и в некоторых случаях добавить к словам суффиксы.

Также можно предложить учащимся при изучении написания «и», «ы» после приставок упражнение следующее: представить графически изучаемое правило. То есть создать самостоятельно схему или таблицу правила с примерами.
Учитель, объясняя орфограмму «Буквы «и», «ы» после приставок», упражнения выбирает в соответствии с образовательными задачами урока и личностными особенностями каждого ученика класса. Но тем не менее все упражнения, предлагаемые классу, должны носить продуктивный характер и должны быть нацелены на активизацию мышления.